И снова про дневник Александра
В XIX веке люди чаще, чем у нас в XVII оставляли свидетельства о своих чувствах. Я в начале года выкладывал видео о том, что найден «подростковый дневник» императора Александра I (тогда он был еще внуком императрицы и женихом Луизы, будущей императрицы Елизаветы).
Это была «экранизация» а вот литературная версия.
Алина Ковалева
«Ощущал себя чрезвычайно влюбленным»: опыт взросления великого князя Александра Павловича — о найденном дневнике 15-летнего Александра Павловича и о том, как он проходил разные этапы романтического периода и не сразу решился сделать признание своей невесте. Это довольно ценный психологический источник.
Можно сразу pdf можно сперва по ссылке
Все, что мы знаем о культуре взросления конца XVIII – начала XIX века, – это то, что мы почти ничего о ней не знаем. Больше того: специфический социальный темп того времени ставит под сомнение сам факт осмысления себя подростком (и данная статья написана в том числе с целью понаблюдать за данным психологическим казусом). В 14– 15 лет, смотря по обстоятельствам, человек, живший в ту эпоху, воспринимал себя еще ребенком или же вполне взрослым человеком; и современники Екатерины II совершенно четко ощущали и, по всей видимости, осознанно проживали только три возраста: детство, зрелость и старость. Это доказывают множество мемуаров того времени, в которых подростковый возраст автором, как правило, «проглатывается», а за ретроспективным изложением чисто детских воспоминаний обыкновенно следует динамический переход к зрелости; во всяком случае это почти всегда верно для нарративистики, принадлежащей авторам-мужчинам.
И дальше там снова про находку дневника (пока, к сожалению, без публикации) и про уникальную возможность изучать «подростковые переживания» будущего императора по этому источнику.
Надеюсь, моя сестра продолжит копать эту тему и найдет еще что-то интересное. (Я все жду как выйдет её статья по дипломатии — в которой Александр представлен серьезным политиком — такая точка зрения, как известно, редко бывает представлена в тех штудиях по наполенике, которые попадают в медиа-пространство).