Category:

Посольские войны

Был такой велижский староста Олександр Гонсевский... Личность в нашей истории не самая приятная. Щучейскую и Порецкую волость в перемирное время посылал воевать, короля Сигизмунда на поход в России подзуживал, Москву сжег в 1611 году. В отличие от дипломатичного Жолкевского был явным неприятелем Московского царства. 

Надо сказать, что враг был суровый и с сильным характером. В 1606 году отправился с посольством в Россию на свадьбу Лжедмитрия и после гибели самозванца и воцарения царя Василия два с лишним года провел в заключении в России. Вернулся только в августе 1608 года. 

Собственно, царь Василий был готов его отпустить. Мол, тебя не ко мне присылали, можешь ехать к своему королю. Только вот тебе грамота, передай Сигизмунду. 

А в грамоте, которую предлагалось принять Гонсевскому, была московская версия переворота и претензии к Речи Посполитой. Польский король обвинялся в организации самозванческой интриги и похода против России, а также на него возлагалась вина за разграбление казны. То есть, несмотря на убийства королевских подданных в Москве в ночь переворота, виноватыми должны были оставаться в Речи Посполитой. 

Гонсевский сразу же предложил свою версию: самозванец и прочее, это ваше личное дело, а вот за убийство поляков в ночь свержения самозванца вы должны. И это вам надо грамоты с претензией присылать и требовать компенсации. А вашей грамоты я не возьму. Гонсевский сразу понял, что если захочет домой, к жене к детям к пирогам к пряникам, и возьмет грамоту, то как бы от лица Речи Посполитой признает справедливость претензий. 

Времени на выбор у него было немного (хотя возможно, он прокручивал в голове разные варианты заранее). Но дипломатический ход он раскусил. И сразу же отказался получить грамоту и уйти на все четыре стороны. С ним был еще второй посол Николай Олесницкий, с которым они действовали в унисон. В принципе, они поступили как было должно, и тем самым определили свою участь узников на ближайшие два года. 


Тогда послы должны были уметь реагировать в таких ситуациях и отстаивать честь. Нашим послам тоже приходилось бывать в таких ситуациях. В 1610-11 годах повторилась история с достойным поведением послов Филарета и Голицина под Смоленском. И Филарет уже провел в плену 8 лет (вернулся в 1611 году). А Голицын умер в заточении. 

 Как там говорится по другому поводу про рабочих: «сперва они жаловались на 11 часов рабочего дня, теперь жалуются на безработицу». Можно перефразировать про послов: «Теперь их из страны высылают, а раньше в случае чего могли и срок заработать». 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded