Category:

Служилый долгожитель

Вот ещё один доспешный воин — участник строительства Белгородской черты в 1646 году. 

«Невежа Дмитриев сын Самарин. Сказал у розбору будет он на Государеве службе на коне, с саблею, да с карабином, да на нем будет зерцало, да шапка мисюрка, да человек на коне с аргамаком простым, на аргамаке пара пистолей, да за ним три человека на конех с саблеми и с карабины, да два человека в кошу один с пищалью, а другой с рогатиною. 
А в прошлом во 154-м году был на Государеве службе на Ливнах и в Белгороде и земляное дело делал вал валил и ров копал». 

Я уже писал, что доспехи были у немногих, то есть составить из доспешных какой-нибудь «копейный строй» как бывало столетием ранее, в XVII веке было невозможно. Доспех был формой для командира. Про вчерашнего персонажа Парамона Золотарева, было прямо сказано, что он был головой у казаков. Невежа Самарин, хотя сам служил по Смоленску, но в том же 1646 году был головой у тульских дворян. Доспехи могли иметь практический смысл (мало ли что в пограничной степи может случится), не случайно же Парамон Золотарев облачался в наручи, но и он и Невежа Самарин, одетый в зерцало, не принадлежали к числу богатырей, которых посылают на таран, биться в первых рядах. Однако Невежа Самарин примечателен тем, что его срок службы растянулся почти на полвека. 

Невежа Самарин служил с 1605 года и при строительстве Белгородской черты ему было 56 лет (если не больше). В Смоленске десятне 1605/06 года упомянут новик, только что верстанный отдельно от братьев «Невешка Дмитреев сын Самарин». Следует заметить, что некрестильные имена все-таки не наследовались через поколение и тождество по имени можно проводить вполне уверенно. Невежа Самарин участвовал в различных службах Смуты, имел свой двор в Смоленске, в 1610 году успел получить поместье от «царя Владислава», но затем участвовал в освобождении Москвы 1611-1612 годов. 

Так что в 1646 году он в своем зерцале и мисюрском шлеме был уже опытным Черномором. Говорят, что он послужил и при взятии Смоленска в 1654 году. 

(коллега М. Бенцианов полагает, что он мог упоминаться среди недорослей в 1598 году — этот вывод сделан на основе анализа довольно запутанного источника сохранившейся в поздних списка и с кривой датировки т.н. «десятни 1574 года». Недорослей  действительно проверяли о всей стране в 1598 году и в таком случае Невежа Самарин участвовал почти во всех смотрах за 50 лет с 1598 года). 

Его службу следует считать с верстания 1605 года и по 1654 год (по возрасту это примерно 15 — 65 лет). Уже в 1606 году начались походы Смутного врмени, после 1654 года война ещё продолжалась. Таким образом, он провел на службе не менее, чем 49 лет.