Неизвестный 17 век?
Недели-полторы назад кто-то из коллег соорудил такое поздравление к празднику.
Был повод поговорит о затинщиках — категории русского войска, служащих при артиллерии.

Затинщики упоминаются в гарнизонах крепостей вместе с пушкарями. Они стреляли из затинных пищалей — гаковниц. Возник вопрос, насколько эта категория войска была отделена от пушкарей?
По моим смоленским наблюдениям, действительно, затинщики чаще всего стояли у затинных пищалей, пушкари — у всех остальных типов орудий, более крупных калибров. (В росписи Смоленской артиллерии 1609 года выглядит примерно так: «пищаль затинная, к ней затинщик такой-то», «Пищаль полуторная, к ней пушкарь такой-то», «Пищаль семипядная, к ней пушкарь такой-то» «Пищаль двухсаженная, к ней пушкарь такой-то»).
Однако в некоторых случаях затинщики выступали как поддатни у больших пищалей. То есть, помощники пушкаря. Например: пищаль «Свиток» стояла в среднем бою Копытецких ворот и к ней был представлен не только пушкарь (Иван Дубовников), но поддатень из затинщиков. У большого «Льва» стояли пушкарь Матвей Горчаков и поддатень Афанасий Распопин из затинщиков. В одном-единственном случае затинщик Иванов Ваула назван у сороковой пищали (многостволка калибром в 1 фунт).
Пушкари в росписи всегда названы по имени: кто к какой пушке приставлен. Затинщики чаще всего тоже: но затинных пищалей в Смоленске много и иногда затинщики не названы по имени, просто сказана: затинная пищаль, затинщики к ней посадские люди. Это значит, что к затинной пищали предполагалось ставить не профессиональных артиллеристов, а простых горожан. С другими пищалями (от сороковых, до двухсаженных) такого не бывало — здесь были только профессионалы.
Помимо росписи артиллерии от 18 августа 1609 года, есть ещё список пушкарских дворов, на которых жили приехавшие в осаду крестьяне — от 8 октября 1609 года. Если роспись артиллерии составлялась до начала осады, то список дворов — уже после начала боевых действий. В этом документе, упомянуты 37 пушкарей, а также 1 воротник, 1 затинщик (Яков Офромеев). Среди пушкарей в октябре 1609 года назван пушкарь Стригольников Иван, при этом в августовской росписи Ивашка Семенов служили затинщиком; а также пушкарь Иванов Ваула, который в августе 1609 году был назван затинщиком, правда, служил у сороковой пищали.
Смоленские росписи пушкарей изредка позволяют проследить родство. Например Торачечник Остафий и Торачечник Ждан, Жданко Остафьев — оба пушкари у сороковых пищалей на разных участках стены и явно отец и сын. Есть пример родства пушкаря и затинщика: Так пушкарь Павел Дегтярь обслуживал большую полоцкую пищаль, а затинщик Дегтярев Елизар Павлович – затинную пищаль в подошвенном бою на одной из круглых башен. Обратного примера, чтобы затинщик был отцом у пушкаря. мне не встречалось.
О чем говорят вышеприведенные, разрозненные на первый взгляд примеры?
Затинная пищаль или гаковница считалась более простым орудием и в военное время к такой пищали могли «приверстывать» простых горожан — посадских людей. Однако чаще всего к этому делу приставляли особых людей затинщиков, которые могли также служить у пушкарей поддатнями (а значит, были у них учениками-помощниками), а также среди них встречаются сыновья пушкарей (да, пока в единственном числе, но встречаются). В боевых условиях затинщики становились пушкарями,вероятно, в мирное время такое могло происходить за выслугу лет....
Получается,что затинщик относится к пушкарю, как подмастерье — к мастеру, и что всякий пушкарь мог начинать с затинщика и затинщик мог потом дорасти до пушкаря. Эта была первая самостоятельная ступень в карьере артиллериста.
Во всяком случае, в Смоленске в начале 17 века это как будто так, а что там выходит по другим временам и уездам — надо смотреть дальше.
Postcriptum: сдается мне, что затинщики были в среднем моложе пушкарей,хотя такой вариант, как на картине тоже возможен...