grozamolo4nikov

Categories:

410 лет и планы...

Мне приходилось читать замечания других историков по поводу юбилеев исторических дат в этом году. Сам я освещать новости на «юбилейную» тему не собирался. Думал, что не будет поводов. Я готовлю новый материал по обороне Смоленска 1609-1611 годов в связи с 410-летней годовщиной начала этого события. Однако я был уверен, что и у нас и в Польше про юбилей не вспомнит. И можно спокойно делать свое дело, не отвлекаясь на посторонние шумы. 

И действительно, первая половина года прошла тихо, как вдруг пришли новости с обеих сторон:  официально-российской и зарубежной. 

С нашей стороны главным ньюсмейкером был как всегда....

Как сообщает пресса: 

  • об осаде польско-литовским войском под командованием короля Сигизмунда III Смоленска Владимир Мединский и написал приключенческий роман "Стена". Теперь по его книге снята игровая драма "Смоленская оборона".
  • В основе фильма - судьба стрельца Алешки Скоморохова, который стал участником и свидетелем многих событий Великой Смуты. Она мучила Московскую Русь в начале XVII века, когда после смерти царя Фёдора, сына Грозного, пресеклась династия Рюриковичей. Авторы фильма глазами Алешки-стрельца, служившего при дворе, показывают период "безцарствования" Руси - правление Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, князей Шуйских и "семибоярщины". Используя их, Речь Посполитая хотела посадить на русский трон короля-католика, но Смоленск стал центром народного сопротивления, а его символом - воевода Михаил Шеин. — сообщает Комсомольская Правда: https://rg.ru/2019/06/21/sniatyj-po-romanu-vladimira-medinskogo-film-vyjdet-na-pervom-kanale.html

По книге «Стена» уже снимали фильм — самый неудачный в истории экранизаций по событиям Смутного времени —  и какое-то количество спектаклей. На этот раз, кажется, придумали оригинальную версию, поскольку в оригинальном романе никакого стрельца Скоморохова в пятерке основных персонажей нет. Но если «Стена» — произведение художественное, то здесь  в анонсе (и в браузерном заголовке) сказано: представил документальную драму "Смоленская оборона". 

На мой взгляд, когда событие хорошо обеспечено документами (а Смоленск 1609-1611 годов представлен документами для своего времени на редкость хорошо) документальный фильм и должен быть документальным, вроде знаменитого цикла Великая война, по которому я готовился к экзамену. И если уже представлять событие глазами стрельца, то хотелось бы сразу знать — из какого приказа, какой сотни и т.д.? В данном случае наблюдается не только от документов, но от простейших фактов из учебников и энциклопедий. 

  • Смоленск стал центром народного сопротивления, а его символом - воевода Михаил Шеин.
  • О нем Алешка-стрелец, попавший в котел осады Смоленска, говорит с особым трепетом. Как мы о героях Великой Отечественной войны. Фильм глазами Алешки реконструирует историю так, что зритель понимает, почему воевода Шеин был и "молодогвардейцем", и "маршалом Жуковым", возглавившим оборону Смоленска, и "Зоей Космодемьянской", когда попал в плен к полякам, и жертвой "ГУЛАГа", когда бежал из Варшавы к своим. — там же: https://rg.ru/2019/06/21/sniatyj-po-romanu-vladimira-medinskogo-film-vyjdet-na-pervom-kanale.html

Не знаю, почему чтобы отдавать дань героям прошлого нужно обязательно при этом заливать в уши мёд с патокой. На мой взгляд, воевода Шеин интересен именно таким, каким он был. Для него имел значение образ отца, погибшего под Соколом, но сам он не пошел по этому пути до конца  — за это мы из своего комфортного века не можем его осуждать, но и сравнивать теми, кто погиб за убеждения — это как-то не то, мягко скажем. А про побег из Варшавы и Главное управление лагерей я вообще не понял. 

Так что наши деятели меня пока не порадовали. Фильм уже крутят где-то в Москве, а на домашних экранах покажут 4 ноября. Тогда и поглядим, что в итоге получится. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded