grozamolo4nikov (grozamolo4nikov) wrote,
grozamolo4nikov
grozamolo4nikov

Categories:

Мирское правосудие.

Кстати о сибирских делах.

Коллега из Сибири Павел Николаевич давно изучает историю родных мест по архивным материалам 17 века и часто публикует у себя на странице найденные документы.

Как раз недавно прочитал у него историю, от которой у меня аж дух захватило.

В 1652 году енесейский воевода прислал из далекой Сибири в Москву челобитную грамоту, в которой передавал необычную просьбу от всего енесейского мира:

«В прошлом, Государь, во 154 (1646) году в Енисейском в сзъезжей избе перед воеводою Федором Уваровым по сыску Енисейсково пашенново крестьянина Онисимка Пантелеева жена иво, Палашка Яковлева дочь, была в приводе для тово:

хотела она, Палашка, нарядною квашеною цылибухою окормить мужа своево, Онисимка. И за то, Государь, ее воровство после пытки учинено ей, Палашке, наказане бити кнутом.

И в нынешнем , Государь, во 160 (1652) году в велик день Христов она ж, Палашка, мужа своего, Онисима Пантелеева, зарезала ножом до смерти, а в роспросе в том своем воровстве повинилась».

За убиство мужа полагалось строгое наказание: по твоему, Государеву Цареву и великого князя Алексея Михаиловича всея Русии, указу, по соборной уложенной книге та Палашка за прежней ее воровской умысл над мужем ее и за нынешнее смертное убивство мужа своего, Онисимка, довелась казни окопать ее живу в землю.

Но против жестокой казни выступил весь енесейски острог, все дворяне и стрельцы и горожане просили о милости:

«Июня 21 били челом тебе, Государю Царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, Енисейсково острогу попы и дети боярские и томоженной голова и гостина двора розных городов торговые и енисейские служилые и посадцкие люди и пашенные крестьяне.

А мне, холопу твоему, - продолжает излагать воевода Пашков - в съезжей избе подали за руками челобитную, а в челобитнои их написано чтоб ты, Государь, их пожаловал, велел ей, Палашке, вместо смерти живот дать и по ее обещанию велеть ей постричься во иноческий образ. И я, холоп твой, тое их челобитною под сею отпискою послал к тебе, Государю Царю и великому князю Алексею Михаиловичю всея Русии к Мосеве, а тое жонку Палашку до твоево гдрва указу велел держать за приставом в чепи и в железах и о том гдрь мне холопу своему как укажешь».

Уж не знаю, как там было дело между Палашкой и её мужем, но все сибиряки-енесейцы решили спасти её от мучительной казни. И казалось бы, что детям боярским и торговым людям простая крестьянка, а никто не сказал, что наша, мол, хата с краю....

А воевода, кстати, тот самый воевода Пашков, которого через три года будет уличать за самодурство мятежный протопоп Аввакум, согласился задержать наказание и отправить царю Алексею Михайловичу мирскую просьбу.

Не прошло и полугода, как воеводская грамота с челобитной от мира прибыла в Москву.

И вот в январе 1653 года в Енесейск отправился ответ от «Тишайшего» государя:

«В нынешнем во 161 году декабря 17 писал еси к нам, что в прошлом, во 154 году Енисеиского пашенного кртьянина Онисимова жена Пантелеева (далее зачеркнуто: Палашка) Пелагеица Яковлева хотела окормить мужа своего, Онисимка, и за то воровство после пытки учинено ей наказанье бтиа кнутом. В прошлом же во 160 году она, Палагеица, мужа своего Онисима зарезала до смерти, (далее зачеркнуто: а по нашему) а в нашем указе и в соборном уложенье прошлого 155 году написано: будет жена учинит мужу своему смертное убойство или окормит его травою, а сыщетца про то допряма и ее за то казнити живу окопати в землю и казнити ее такою казнью безо всякие пощады хотя будет убитого дети или иные кто ближние роду его того не похотят что ее казнити.

И ей отнюдь не давати милости и держати ее в земле до тоех мест, покамест она умрет и как к тебе ся наша грамота придет и ты б енисейского пашенного крстьянина Онисимову жену Пантелеева Палагеицу Яковлеву за воровской умысл и за смертное убоиство мужа за своего Онисима против ншего указу и соборного уложения велел казнить смертью окопать живу в землю. А как ее (далее зачеркнуто: казнить) Палагеицу казнить велишь и ты б о том отписал ко Москве с ыными нашими делы вместе, а отписку велел подати в Сибирском приказе боярину нашему князю Алексею Никитичю Трубецкому да дьяком нашим Григорью Протопопову да Третьяку Васильиву. Писано на Москве лета 7161 генваря в __ день».

Такие вот жуткие дела были в древности.

Хоть мы и не знаем всей правды, а все досадно, что христианское милосердие енесейцев оказалось бессильным перед суровой царской юрисдикцией. И все-таки сибиряки молодцы, да!



P.S. Новые материалы по материалы Московской Руси регулярно появляются в группе в контакте, Россия в XVI и XVII столетиях, в которой админы Павел Николаевич и я. Надеюсь, в скором времени Павел Николаевич опубликует результаты своих сибирском находок.

Tags: дела сибирские, русский народ, христианство
Subscribe

  • Исторический эфир — 7

    Встретил интересное видео от нашего преподавателя Кирилла Назаренко про книгу «Остров сокровищ». Канал не самый популярный и могло кому-то в ленту…

  • Петергоф в 1941-1945 годах.

    Очередной карантинный вебинар. Эвакуация экспонатов и боевые действия по вновь опубликованным документам от Александра Воеводского. Это видео мы…

  • Лёд и пламень барокко (Виктория Пушкина)

    Новое с моих локдаунных занятий 2020 года. На этот раз — прекрасная дама Виктория рассказывает про архитектуру в Петербурге. Возможно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Исторический эфир — 7

    Встретил интересное видео от нашего преподавателя Кирилла Назаренко про книгу «Остров сокровищ». Канал не самый популярный и могло кому-то в ленту…

  • Петергоф в 1941-1945 годах.

    Очередной карантинный вебинар. Эвакуация экспонатов и боевые действия по вновь опубликованным документам от Александра Воеводского. Это видео мы…

  • Лёд и пламень барокко (Виктория Пушкина)

    Новое с моих локдаунных занятий 2020 года. На этот раз — прекрасная дама Виктория рассказывает про архитектуру в Петербурге. Возможно,…