Б.Акунин пообещал закончить серию про Фандорина, но сообщил, что теперь главным направлением его работы стал многотомный проект "История российского государства", первый том которого уже написан. "Новый Карамзин", по его словам, нужен затем, что "уже двести лет "истории России" пишут именно что ученые историки, а их, кроме студентов и людей, углубленно интересующихся прошлым, мало кто читает".
"Когда же историю страны рассказывает не ученый, а дилетант-беллетрист, он в силу профессии заботится о том, чтобы книгу было нескучно читать – как это делал Николай Михайлович. Именно так писал исторические книги Айзек Азимов. Сейчас аналогичный проект осуществляет замечательный британский романист Питер Акройд – выпускает том за томом монументальную "Историю Англии": серьезную и в то же время занимательную", – отметил Б.Акунин.
Вопрос о новом Карамзине - один из самых острых для отечественной истории.
Возможно, у Акунина получится неплохо - в литературном плане.
Во всяком случае, его "Девятный спас" - для передачи языка и характеров 17 века - самое удачное произведение последних лет. Правда, сравнивать приходится со Злотниковым и с Елмановым.
Но только боюсь, что предприятие окажется не таким успешным, как у Николая Михайловича в начале 19 столетия. Дело в том, что в наше время никто не знает, как создавать "интересную историю". И разделение на "историков" и "литераторов" не имеет принципиального значения. Для своего времени Р.Г. Скрынников и Н. Эйдельман прекрасно отвечали запросам широкой публики.
Но сейчас публика изменилась. Изменилась отнюдь не в худшую сторону.
Например:
Инженеры, медики, юристы, которые всерьез увлекаются историей (реконструкцией, коллекционированием или просто так) в большинстве готовы изучать материал любой сложности, точно также, как они до этого изучали сопромат и прочее в своих ВУЗах и техникумах. Эти люди, как правило, хотят знать истину и понимают, что истина легко не добывается.
Те же, кто не готовы напрягаться на досуге (тоже зачастую дельные люди, у которых много времени отнимает семья и карьера) в большинстве сами не готовы сформировать запрос, то есть, сказать, в каком виде им нужна история. Они и про Акунина скажут, что это для тех, кто любит книжки читать.
Есть большая промежуточная группа фантазеров, которые в истории хотят видеть удовлетворение каких-то своих амбиций и ради этого даже готовы увлекаться забористыми криптотеориями.
Есть многочисленные мелкие промежуточные группы, но они именно что мелкие и промежуточные. Например, пожилые интиллегенты (врачи, учителя, инженеры) из числа бывших читателей Эйдельмана и Скрынникова, наверняка и в Акунине найдут что-то для себя...
Но в основном эта книга, скорее всего, станет историей для тех, кто уже полюбил Акунина за его литературу. Группа, конечно, широкая и вполне годная для коммерции (столик в Буквоеде для Акунина всегда выделят) но явно не Карамзинская.
Но если у Бориса Акунина получится, будет только хорошо. Правда, взгляд на историю у него какой-то странный, но это уже совсем другая тема